Из дневника Царя:
2 января (15 января по новому стилю). Понедельник.
"Мороз снова усилился. Погулял недолго. Принял Григоровича, Риттиха и нового управл[яющего] мин.[истерством] путей сообщения Войновского-Кригера. Обошёл весь парк с дочерьми. В 6 ч. у меня был Протопопов, затем Танеев. Занимался вечером после прощания с Алексеем. "
...............................................................................................................
Наступил 1917 год. Идёт тяжелейшая война с немцами. Можно подвести итоги громадной работы по укреплению армии, какой она была год назад и какой она вступает в новый год.
...............................................................................................................

Черчилль писал:
"Мало эпизодов Великой войны, более поразительных, нежели воскрешение, перевооружение и возобновлённое гигантское усилие России в 1916 году. Это был последний славный вклад Царя и русского народа в дело победы... К лету 1916 года Россия, которая 18 месяцев перед тем была почти безоружной, которая в течении 1915 года пережила непрерывный ряд страшных поражений, действительно, сумела, собственными усилиями и путём использования средств союзников, выставить в поле - организовать, вооружить, снабдить - 60 армейских корпусов, вместо тех 35, с которыми она начинала войну"...
...........................................................................................................................
К концу 1916 года относительно 1914 года было произведено:
110.000 винтовок в месяц против 55.000 винтовок в месяц,
900 пулемётов -"- -"- 160 - в месяц,
665 лёгких орудий -"- -"- 70 - в месяц,
1.600.000 3-х дюймовых снарядов - 100.000 в месяц,
в четыре раза возросло производство тяжёлых орудий.
Было получено из-за границы:
пулемётов в 1915 - 1057 шт., в 1916 - 9428 шт.,
3-х дюймовых снарядов в 1915 - около миллиона за год, в 1916 - 8.000.000 шт. за год,
4-х-6-ти дюймовых снарядов в 1915 -129.000 шт., в 1916 - 1.692.000 шт.,
в 1916 г. было ввезено 446 осадных орудия и 46.000 снарядов к ним.
........................................................................................................................


Трёхлинейная винтовка обр. 1891 года и Трёхлинейный карабин обр. 1907 года.
Винтовки выпускались на трёх казенных оружейных заводах — Тульском, Ижевском и Сестрорецком. За 1916 год производительность каждого из этих заводов была удвоена, и фактическая сдача составила 1 301 400 винтовок.
Летом 1916 года было начато строительство второго Тульского оружейного завода, которое планировалось завершить к началу 1918 года. Из-за Февральской революции строительство забросили, достроен завод был уже при Советской власти. Весь тульский оружейный комплекс должен был давать 2 миллиона винтовок в год.
В 1916 году было начато строительство нового казённого Екатеринославского оружейного завода близ Самары мощностью 800 тыс. винтовок в год. В 1918 году годовые производственные мощности русской промышленности по выпуску винтовок (без автоматов) должны были составить 3,8 млн. штук. Это означало увеличение в 7,5 раз по отношению к мобилизационным мощностям 1914 года. Это перекрывало заявки Ставки (2,5 млн. винтовок в год) в полтора раза. Выполнить задачу помешала Февральская революция.
........................................................................................................................

Нужно упомянуть и о короткоствольном ручном оружии. На Тульском заводе было сосредоточено производство револьверов. Выпускалась только одна модель револьвера - системы "Наган" обр. 1895 года. Револьвер обладал высокой кучностью и надёжностью. Минусом было медленное перезаряжание. В 1916 году было выпущено 180 700 штук, против 76 тыс. штук в 1914 году.
........................................................................................................................

Мурманская железная дорога. Фото С.М. Прокудина-Горского
Для сообщения с союзниками была построена Мурманская железная дорога. Длиною в 1050 км, дорога проходит по тундре, болотам и скалистым горам Кольского полуострова, через край вечной мерзлоты и полярной ночи. На тот момент это самая северная железная дорога на земле. Она была построена в двадцать месяцев и 15 ноября 1916 года было открыто движение поездов.
18 октября 1916 года был открыт железнодорожный мост через реку Амур, замкнув тем самым Великий Сибирский путь. Самый протяжённый мост в Старом свете – 2 версты 217 саженей (2417 метров). Ему присвоили имя Цесаревича Алексея Николаевича. Каждый может представить себе грандиозность сооружения, посмотрев на изображение моста на пяти тысячной купюре, конечно если она найдётся у вас в кармане.
.......................................................................................................................

Перевозка 42-линейного орудия по конной полевой железной дороге.
Современная война требовала невиданное до сего времени количество живой силы и военного снаряжения. Стратегическую переброску на большие расстояния взяла на себя железная дорога и речной транспорт. Но подвозка не посредственно на позиции, легла, как и в прежние войны на гужевой транспорт. Активно внедрялся авто транспорт. Создавались автороты в расчёте одна на корпус. Большую роль в доставке грузов сыграли полевые железные дороги. Их ещё называли: "узкокалейки". Они были двух типов: на паровой тяге и конной. К осени 1917 года длина полевых дорог составила 2252 версты, из них для паровых дорог 1161 верста. К началу 1916 года на европейском фронте было 614 узкокалейных паровозов.
Кроме этого, существовали крепостные железные дороги общей длиной 200 вёрст.
(Использовал материалы из книги Л.Г. Бескровного "Армия и флот в начале ХХ века").
.....................................................................................................................

Российская армия в ограниченных количествах получала от союзников - Англии, Дании и Франции ружья-пулемёты. Они поступали главным образом в авиацию и кавалерию. А нужда в них была огромная. Поэтому был проведён конкурс, на котором победил ручной пулемёт датского конструктора Мадсена. 27 августа 1916 г. началось возведение первых корпусов Ковровского пулеметного завода и 12 августа 1917 года были сданы первые ружья-пулемёты.
..........................................................................................................

Летом 1916 года опытные автоматические винтовки Фёдорова прошли стрелковые испытания в особой роте, а затем ими вооружили команду 189-го Измаильского полка, 1 декабря того же года отправленную на Румынский фронт в составе 158 солдат и 4 офицеров. Решение заказать автоматические «2,5-линейные винтовки Фёдорова» Сестрорецкому оружейному заводу было принято осенью 1916 года.
..........................................................................................................

Основным пулемётом в армии и единственным, который выпускался промышленностью, был пулемёт системы Максима обр. 1910 года. Право на его производство было приобретено у Английской фирмы "Виккерс". По договору с каждого произведённого у нас пулемёта, в течении 10 лет, военное ведомство платило фирме 50 фунтов стерлингов. Как раз к рассматриваемому периоду (точной даты я не знаю) выплаты должны были закончиться. Русские инженеры провели глубокую модернизацию пулемёта и главное разработали облегчённый станок системы Соколова. Часть пулемётов выпускалась на треногах двух образцов системы "Виккерса".
Война потребовала резко увеличить производство пулемётов. Так в 1914 году было произведено 1161 пулемёт, в 1915 году - 4124 пулемёта, а в 1916 году - 11 172 пулемёта. Однако этого было мало для ведения современной войны. Ставка потребовала в 1917 году поставить на фронт 28 000 пулемётов "Максим", иметь запас в 10 000 пулемётов "Максим", кроме этого приобрести 110 000 ружей-пулемётов систем "Льюиса", "Мадсена" и "Шоша", и 10 000 пулемётов "Кольта".
(сведения взяты из книги Л.Г. Безотосный "Армия и флот России в начале ХХ века")
-------------------------------------------------------------------------------------
На вооружении к концу 1916 года находились следующие основные типы полевых орудий:

76-мм Горная пушка обр. 1909 года.
К началу войны имелось 440 штук,
в 1914 с августа изготовлено - 51 шт.,
в 1915 - изготовлено 305 шт.,
в 1916 - изготовлено 366 шт.,
в 1917 - изготовлено 245 шт.
...............................

76-мм скорострельная пушка обр. 1902 г. для Конная артиллерии. Ранний экземпляр пушки.
К началу войны в конной артиллерии имелось 407 штук. Это была та же 76-мм пушка образца 1902 года и её ранний вариант обр. 1900 года. Пушка была тяжела для конной артиллерии, поэтому была принята на вооружение новоя 76-мм конная пушка обр. 1913 года. Из-за начавшейся войны она в серию не пошла.
......................
76-мм скорострельная пушка обр. 1902 г.
К началу войны имелось 6265 штук,
в 1914 с августа изготовлено - 354 шт.,
в 1915 - 1349 шт.,
в 1916 - 3721 шт.,
в 1917 - 3205 шт.
.....................
Тяжёлая артиллерия
Русская тяжёлая артиллерия подразделялась на осадную, крепостную, береговую и полевую. До русско-японской войны полевой тяжёлой артиллерии вообще не существовало. Многочисленные военные советники с обоих сторон фронта отмечали, что очень часто войска наталкиваясь на мощную оборону, окапываются, строят полевые укрепляния, используют колючую проволоку и прочее. Не во всех генеральных штабах поняли, что это значит. К счастью, русское командование сделало правильные выводы, что XX век ждут войны не только маневренные, но и позиционные. И тут шрапнельный снаряд нашей знаменитой трёхдюймовки будет бесполезен. Возникла новая разновидность артиллерии: полевая тяжёлая. За весь период войны на русском фронте было сформировано 547 тяжёлых батарей состоящих из 2096 орудий различных артиллерийских систем.
По предложению генерал-инспектора Великого князя Сергея Михайловича, была сформирована артиллерийская группировка, подчинённая непосредственно верховному главнокомандующему, с целью решения стратегических задач. Этот артиллерийский резерв получил название ТАОН - тяжёлой артиллерии особого назначения. Всего в течении 1916-1917 годах сформировано 278 тяжёлых батарей, из них 185 пушечных и 93 гаубичных и мортирных. На вооружение их поступило 966 орудий разных систем и калибров вплоть до 12 дюймов (305 мм), в том числе 662 пушки и 304 гаубицы и мортиры. К сожалению проверить результативность ТАОН из-за не состоявшегося великого наступления российской армии не удалось. Но во время Великой Отечественной войны, вернулись к этой идее и под названием артиллерии Резерва Главного Командования (РГК), она сыграла в наступательных операциях огромную роль.

107-мм (42-линейная) полевая тяжёлая пушка обр. 1910 года (системы Шнейдера).
К началу войны в войсках, крепостях и на хранении находилось 107 пушек. Все французского производства. С русских заводов орудия стали поступать с июня 1916 г. Орудия производились Обуховским, Путиловским и Петроградским заводами. В 1916 году изготовлено 50 пушек, а в 1917 -122 пушки.
.....................

122-мм (48-линейная) гаубица обр. 1909 года системы Круппа и обр. 1910 года системы Шнейдера.
К началу войны обоих систем имелось 516 штук плюс т.н. 22 полевые гаубицы.
Гаубица обр. 1910 года Шнейдера выпускалась на Обуховском заводе:
в 1915 - 70 шт.,
в 1916 - 198 шт.,
в 1917 - 153 шт. (это без учёта гаубиц обр. 1909 года системы Круппа).
.......................

152-мм (6-дюймовая) тяжёлая гаубица обр. 1910 года.
К началу войны имелось 173 штуки,
в 1914 с августа - не изготавливались,
в 1915 - 60 шт.,
в 1916 - 122 шт.,
в 1917 - 149 шт.
............................
Тяжёлая осадная артиллерия:

152-мм (6-ти дюймовая) осадная пушка на скрывающемся гидравлическом лафете образца Дурляхтера.
В 1916 году было изготовлено 22 орудия. Из-за многообразия моделей, мне не удалось полностью разобраться с этой моделью пушки.

305-мм осадная гаубица обр. 1915 года.
В 1916 году было изготовлено 33 орудия и в 1917 - 11 гаубиц.
...........................
С 1915 года, на базе Михайловского и Константиновского училищ стали действовать школы прапорщиков артиллерии, выпуская в год по 4 тысячи прапорщиков.
.............................................................................................................................
В ходе Луцкого прорыва очень хорошо показали себя бронеавтомобили. Однако наступление выявило и недостатки в организации бронесил. Для улучшения их работы 15 ноября 1916 года утверждена новая структура броневых сил. Взводная организация по три броневика во взводе отменялась, взвода переименовывались в отделения. В каждой армии формировался автоброневой дивизион. Всего 12 по числу армий и плюс бронедивизион Особого назначения, имевший свою организацию. В каждом дивизионе от 4 до 6 отделений, по числу корпусов в армии. В каждом отделении по штату должны быть три пулемётных и один пушечный броневик, 4 легковые машины, 4 грузовые: две - 3-х тонных и две - 1,5-2-х тонных, автомастерская и автоцистерна, 4 мотоцикла, один из них с коляской и 2 велосипеда. Любопытно, что 5-му дивизиону Северной армии был добавлен взвод бронекатеров, у которых во вращающейся бронебашне был один пулемёт Максим. Во взводе было 4 бронекатера и две моторные лодки. Каждое управление броневого автомобильного дивизиона должно иметь 2 легковых автомобиля, один 3-тонный и один 1,5-2-тонный грузовики, автомастерскую, автоцистерну, 4 мотоцикла и 2 велосипеда.
Кроме этого имелся Запасной броневой дивизион, в штате которого находилось 8 учебных бронеавтомобилей.

Пушечный бронеавтомобиль "Гарфорд-Путилов".

Из-за нехватки Гарфордов, для укомплектования отделений, перевооружили 19 пулемётных английских бронеавтомобилей "Ланчестер" 37-мм пушкой Гочкис.
........................................................................................................................

Танки "Вездеход" (без башни) Пороховщикова и "Царь-танк" Лебеденко.
В этом году сформировалась концепция броневых сил. После экспериментов с созданием собственного танка, от этой идеи отказались. Были построены экспериментальные танки: "Вездехот" и "Царь-танк". Проверены были две концепции. Первый образец - маленького размера, один человек экипажа, одна пулемётная башня, высокая проходимость и высокая скорость, до 25 км в час. Второй - вооружён двумя трёхдюймовыми пушками и 8-10 пулемётами Максим. Высота колёс 9 метров! Технически все возникшие неисправности экспериментальных машин можно было преодолеть, но стало ясно, что в условиях наших дорог, цены, особенностей нашего фронта, предпочтение было отдано бронеавтомобилю.
Бронеавтомобили Остин 2-й серии, Остин-Путиловец, Фиат-Ижора и Армстронг-Уитворд-Фиат.

В 1916 году выпускались броневики «Мгебров-Изотта-Фраскини» конструкции русского штабс-капитана Мгеброва на шасси итальянских грузовиков. Для его конструкций характерно использовать наклонные броневые листы.

Первый отечественный бронетранспортёр. Забронированный грузовик Берлие. Военная автошкола. Петроград. 1915 г. Обратите внимание, как и на бронетранспортёрах 40-х, 50-х годов, в кузове установлен пулемёт.
Из большого разнообразия образцов бронемашин, условно сформировалось три типа бронемашин: Тяжёлый пушечный - "Гарфорд-Путилов", "основной" тип двухбашенного пулемётного, это Остины различных серий, Остин-Путиловец, Фиат-Ижорец и лёгкие - двухбашенные Фиат и Форд. к 1 июля 1917 года планировалось иметь боевых машин на 70 отделений + 100 % резерва для восполнения потерь, то есть 380 пулеметных и 180 пушечных машин.
После успешных сражений на Западном фронте с использованием танков, интерес вновь пробудился и у нас. В январе 1917 года начались успешные переговоры с французами о покупке танков у них. Конструктор Пороховщиков предложил очень интересный проект колёсно-гусеничного танка, вооружённого четырьмя пулемётами в трёхъярусной башне и в корпусе, со скоростью передвижения по дороге до 40 вёрст. Все эти проекты и переговоры требовали времени, поэтому остановились на так называемом "русском танке": бронеавтомобилях установленных на полугусенечное шасси Кегрес и на бронированных полугусеничных тракторах. Создание таких машин прервал переворот в феврале.

Бронеавтомобиль Остин-Кегрес и пушечный бронеавтомобиль Гулькевича (бронированный трактор).

В войска стали поступать полноприводные броневики Джеффери-Поплавко. Вначале они предназначались, как эвакуационные машины. Броневик Поплавко мог даже вывести с поля боя тяжёлый броневик "Гарфорд-Путилов".
.......................................................................................................................

Бронеавтомабиль "Остин" 1-й серии на колесах с буферной лентой. 14-й Пулемётный взвод. 1915.
В Англии было заказано некоторое количество колес с буферной лентой вместе с броневиками. Для сравнения этой ленты с русскими пулестойкими шинами в начале января 1917 года провели автопробег Петроград – Москва – Петроград. В нем участвовало несколько автомобилей, оснащенных шинами с автомассой и буферными лентами, поставленными из Англии. В заключении о пробеге говорилось:
«Шины с автомассой дали результаты благоприятные, и хотя были повреждения наружных покрышек до холста, внутренние же каморы с автомассой остались в нормальном состоянии и автомасса наружу не вышла.
Шины же с буферными лентами начали разрушаться с трехсотой версты, и к 1000 верстам выступы значительно разрушились, и даже вывалился белый кусок ленты».
Рассмотрев результаты, комиссия ГВТУ 18 января 1917 года признала, что буферные ленты мало пригодны для эксплуатации, и их «следует впредь не заказывать».
Следует отметить, что шин с аналогичным наполнителем на тот момент не имелось ни в одной армии мира – русская автомасса не боялась пуль и осколков.
........................................................................................................

Армейский 1,5-тонный грузовик Fiat 15 ter. Через 7 лет он будет выпускаться под названием АМО ф 15.
Из казны были выделены серьезные средства для строительства шести автомобильных заводов: АМО в Москве (ныне – ЗиЛ), РБВЗ в Филях, Русский Рено в Рыбинске (ныне – НПО «Сатурн»), завода В. А. Лебедева (в настоящее время Ярославский моторный завод) в Ярославле, Аксай в Ростове-на-Дону и Бекос в Мытищах. До революции успели достроить лишь московский АМО. Поэтому в 1924 году на нём и началось производство первых серийных советских автомобилей.
Ещё в том же 1916 году тогдашними владельцами завода братьями Рябушинскими в качестве базовой модели грузовика для нужд Императорской армии был выбран Fiat 15 Теr образца 1912 года, хорошо зарекомендовавший себя в условиях ливийского бездорожья во время Итало-турецкой войны. Фиат 15 Тер представлял собой двухосный заднеприводной грузовой автомобиль полуторатонной грузоподъёмности. Такие автомобили в большом количестве имелись в России, и на их базе на Путиловском заводе даже создавали лёгкие пулемётные броневики. Строительство завода АМО «Кузнецов, Рябушинские и Ко» началось 2 августа 1916 года, а выпуск готовой продукции завод начал уже в марте 1917 года. До весны 1918 года он успел собрать 1317 автомобилей. Однако после этого ввезенные до революции машинокомплекты закончились, и сборка приостановилась.
.............................................................................................................

С начала войны по 1 ноября 1916 года русские авиазаводы изготовили 1893 самолёта и 920 двигателей. За этот же срок было импортировано 883 самолёта и 2326 двигателей, исключая установленных на импортных самолётах.
Отдельная статистика для морской авиации. Если в начале войны флот имел на вооружении в основном самолёты на поплавках французских конструкций, то в 1916 году он перешёл на летающие лодки Григоровича. За всю войну было изготовлено 1100 аппаратов плюс некоторое количество закупленных иностранных машин.
................................................................................................................
4 июля 1916 года можно считать днём рождения истребительной авиации. В этот день на докладе обосновывающем необходимость нового класса самолётов, Верховный главнокомандующий Николай II, начертал: "Принципиально согласен".
К концу 1916 года на фронте действовало 12 дивизионов, 15 армейских и 64 корпусных, 3 крепостных и 12 истребительных отрядов и 1 специальный отряд для охраны Ставки, насчитывающих 774 самолёта.
Самолёты "Илья Муромец" входили в Отдельную Эскадру воздушных кораблей. Всего было построено 76 аэропланов.
.............................................................................................................

Гидросамолёт М-9. Истребитель М-11, пилот Прокофьев-Северский.
Россия обладала мощной гидроавиацией. Морское ведомство провело испытания в процессе эксплуатации многих моделей поплавковых самолётов и летающих лодок. Так было закуплено в США 83 самолёта "Кертис", во Франции 30 лодок "ФБА", по 2-3 самолёта систем "Моран", "Фарман", "Доннэ-Левек", "Вуазен-Канар", "Телье", "Кодрон", отечественные конструктора Сикорского С5 "Гидро", С10 "Гидро" и даже "Илья Муромец" на поплавках. В результате сравнения этих машин, решено было остановиться на конструкциях российского конструктора Григоровича. Основу морской авиации в 1916 году составили гидросамолёты его конструкций. Модель М-5 1915 года была выпущена в 183 экземплярах, усовершенствованный М-9 1916 года почти в 500 экземплярах. Он был двухместный, вооружён пулемётом "Викерс" или 37-мм пушкой "Гочкис" или "Эрликон" и радиостанцией "Руза". Для сопровождения гидросамолётов М-9 был создан истребитель М-11. Одноместный, с неподвижно закреплённым пулемётом, частично бронированный. До конца 1916 года был самым скоростным среди гидросамолётов в мире. К концу 1916 года на вооружении было на Балтике -12 шт., на Чёрном море - 10 штук.

Летающая лодка-истребитель Энгельса. Обратите внимание на изящный переход крыла в поплавки.
Успешно завершались испытания летающей лодки - истребителя конструкции штабс-капитана Энгельса. Скорость гидросамолёта составляла 170 км/час., полезная нагрузка 200 кг, что было очень хорошим результатом. 5 декабря 1916 года в результате диверсии самолёт разбился, а конструктор погиб. Однако было признано, что самолёт обладает очень хорошими данными и необходим флоту. Испытания были завершены и был сделан заказ морским ведомством на 60 машин. Как и многое другое, из-за февральских событий, он так и не попал на фронт, где так ждали новейший истребитель!

Гидрокрейсер "Орлица". Балтика. 1915 год.
Гидросамолёты базировались не только на базах, но и на гидрокрейсерах. На Балтике на гидрокрейсерах "Орлица" и "Прозорливый", на Чёрном море на гидрокрейсерах "Император Николай I", "Император Александр I" и крейсере "Алмаз".
........................................................................................................................
С развитием авиации, особенно бомбардировочной и артиллерийских корректировщиков, возникли силы противовоздушной обороны (ПВО). Кроме войсковой ПВО, были серьёзно прикрыты Ставка и Столица.

Пулемётный взвод ведёт огонь по самолёту. Фотография Буллы.

Полубронированный Руссо-Балт с зенитным орудием и приданный ему полубронированный Руссо-Балт для подвозки боеприпасов.

К концу 1916 года было сформировано 4 отдельные зенитные батареи, на вооружении которых были бронированные "Пирлесс" с 40-мм автоматом Виккерс.

Кроме этого был изготовлен пробный экземпляр частично бронированного "Остина" с 57-мм зенитным Гочкисом.

Царь осматривает зенитное орудие.

Прожектора Русской армии. Прожектор на автомобиле, таких было закуплено всего 10 штук. Этот прожектор находился в 79 пехотной дивизии.
........................................................................................................................

В 1917 году мог вступить в строй минимум один из четырёх линейных крейсеров типа "Измаил". Это должен был быть чудовищный морской монстр водоизмещением 32.500 тонн, длиной 224 метра, со скоростью 27 узлов и вооружённый 12-тью 354 мм орудиями. Эти корабли были придуманы, чтобы во время боя действовать отдельно от наших линейных сил. Превосходя линейные корабли противника по всем параметрам, а особенно по скорости, они должны были навязать нашу концепцию боя, и главное охватить "голову" противника и уничтожить её. Даже после победы, они не теряли свою актуальность, т.к. нужно было убедительно подтвердить наши притязания на проливы. С уходом Царя, эти монстры мгновенно становились никому не нужными дорогостоящими игрушками.
Прошло сто лет с той поры, но русский флот, так и не получил ничего сравнимого с линейными крейсерами "Измаил".
................................................................................................................

Линейный корабль "Императрица Мария" в Севастополе.
На Чёрном море в 1916 году находились в строю два современных линкора "Имп. Мария" и "Имп. Екатерина Великая". В октябре 1916-го в результате взрыва на рейде Севастополя погиб линкор "Императрица Мария". Однако даже оставшихся сил хватало, чтобы противостоять турецкому флоту. Тем более, что в конце марта 1917 года начались испытания третьего линкора "Император Александр III", а по плану 1 марта промышленность должна была предъявить четвёртый линкор "Император Николай I". Из-за событий февраля третий линкор закончил испытания только в октябре, а четвёртый так и не был достроен.
.........................................................................................................................

Подводная лодка "Тюлень".
В минувшем году заявил о себе новый вид вооружённых сил - подводные лодки. 1 апреля 1916 года боевой счёт на Чёрном море открыла подводная лодка "Тюлень", под командованием старшего лейтенанта Михаила Китицына потопившего австро-венгерский пароход «Дубровник».
Михаил Александрович Китицын признан одним из самых результативных подводников Российского Императорского флота: одержал 36 побед, потопив суда общей валовой вместимостью 8973 брутто-регистровых тонны, а вооруженный неприятельский пароход «Родосто», сумел захватить и привести в Севастополь как трофей. Стал первым среди подводников Георгиевским кавалером.
В мае 1916 года был открыт боевой счёт Балтийских подводников. Подводная лодка "Волкъ", под командой старшего лейтенанта Ивана Мессера, в одном походе потопила три германских парохода "Гера", "Калга" и "Бьянка" с грузом шведской руды. Все корабли были торпедированы согласно международным правилам, т.е. были предупреждены и дана возможность спастись зкипажу. Кроме "Бьянки", все этим воспользовались.
Говоря о подводных лодках, уместно вспомнить о вошедшем в строй в 1915 году специализированном спасательном судне подводных лодок "Волхов" Балтийского флота. По типу он катамаран. В 1917 году ему довелось поднять две подводные лодки: "АГ-15" и "Единорог".

Снимок корабля сделан не сто лет назад, а в наши дни, таким образом это старейший корабль, фактически находящийся на вооружении. Правда, теперь, в составе Черноморского флота, он носит название "Коммуна". При строительстве корабля использовалась особая ковкая корабельная путиловская сталь, метод изготовления которой впоследствии был утрачен. Благодаря этой стали, даже через сто лет после спуска на воду корпусные конструкции корабля находятся в отличном состоянии.
Сейчас у него на вооружении находится английский глубоководный аппарат.
----------------------------------------------------------------------------------------
Война, в которой были задействованы много миллионные армии, потребовала новые системы управления войсками и тылом. Уходило в прошлое, управление войсками при помощи конных адьютантов и прочего так надёжно служившее столетиями. Служба связи переходила на технические новинки 20-го века: телеграф, телефон и наконец радиотелеграф.

Во-первых существовала развитая сеть стационарной телеграфной сети. В 1913 году её длина составляла 753 668 вёрст, в ходе войны, она прибавилась ещё на 24 340 вёрст. Кроме этого существовали ещё передвижные линии кабельной связи для непосредственного управления войсками на театре войны.
Во-вторых телефонная связь. По нормам на 1912 год, каждый корпус, состоящий из 8 пехотных полков, артиллерии и прочего должен был иметь 20 телеграфных и 193 телефонных аппарата. Потребности войны опрокинули все расчёты, так в прошедшем 1916 году армии требовалось 298 020 телефонных аппарата. Поставки из-за границы были крайне скудные, производство телефонов было налажено в Москве и Петрограде ещё со времён Русско-Японской войны. Ощущалась нехватка телефонных аппаратов и телефонного кабеля.

В начале войны использование радиотелеграфа вызывало затруднения. Главным образом из-за низкой подготовки связистов. Очень часто радиограммы передавались без зашифровки, что позволяло немцам узнавать наши планы одновременно с русским командованием. К концу 1916 года все эти проблемы были разрешены. Армия и флот обладали всеми видами проводной и беспроводной связи, хотя и в недостаточном количестве.
(из Л.Г. Бескровный "Армия и флот России в начале ХХ века".)
Подлинным энтузиастом применения радиотелеграфа в авиации стал её шеф Великий Князь Александр Михайлович. К началу января 1917 года на вооружение поступило уже 200 передатчиков и 62 приёмника. Они устанавливались на корректировщики артиллерийского огня и на дальние разведчики. Причём, если на разведывательные аэропланы ставили, как передатчик, так и приёмник, то на корректировщики только передатчик, ответ пилоту выкладывали условными знаками полотнищами ткани на земле.
15 августа 1916 г. начальник 16-го радиотелеграфного отделения штабс-капитан Григоров предложил схему и устройство для мешающего действия аэропланных радиостанций противника.
................................................................................................

В мае 1915 года войска кайзера провели газобаллонную атаку хлором против русских войск у фольварка Воля Шидловская (царство Польское), вызвавшую девятитысячные потери. Царское правительство приняло решение не только оснастить армию средствами защиты, но и ответить тем же. 27 октября того же года немецкие позиции под Барановичами внезапно накрыли восемь волн хлора, выпущенного русскими газоболлонными командами. Потери у неприятеля были значительны.
В 1916 году химические боеприпасы - снаряды с хлорпикрином, фосгеном и хлором получила наша полевая артиллерия, а пехота химические гранаты снаряжённые отравляющими веществами удушающего действия.
В сотрудничестве Зелинского и Кумманта к январю 1916 года в Российской Империи был создан первый в мире противогаз современного типа. То, что противогаз получился очень удачным, в частности свидетельствует приказ командующего фронтом Эверта:
«...Доступ на позиции без противогаза на себе воспретить. На позициях противогазового снаряжения с себя не снимать, не откладывать в сторону, не оставлять его в убежищах, землянках и блиндажах по выходе из них, особенно ночью».
Методы ведения войны германцами вынудили Россию создать свою химическую промышленность, причём не зависимую от заграничного сырья.
(Константин Чуприн "Управа на Ишаков Вермахта". Газета "Военно-промышленный курьер", №32(745) 21-27 августа 2018.
Из Приказа № 873 от 2(15) сентября 1916 г. Главнокомандующего армиями Западного фронта генерала от инфантерии А. Е. Эверта.)
...................................................................................................................

Цесаревич Алексей Николаевич в полевой форме
Немалую роль в боеготовности российской армии сыграла полевая форма. Многие страны в преддверии войны разрабатывали защитную форму, но только боевые действия оказались наилучшей проверкой расчётов мирного времени. Уже в ходе войны пришлось переодевать германскую армию, в том числе отказаться от своего знаменитого шлема "пикельхаубе". Французская пехота вынуждена была отказаться от традиционных красных штанов, а французские кирасиры от кирас и шлемов с хвостами. Наша форма выдержала испытание и даже более того - к ней вернулись в 1943 году.
..........................................................................................................................
Во вновь формируемых пехотных полках командирские вакансии заполнялись свежеиспечёнными прапорщиками, а вот опытных, прошедших бои, офицеров остро не хватало. 5 декабря 1916 года Государь подписал приказ, что вернувшиеся после ранения в строй солдаты и офицеры нашивают в качестве отличия на левый рукав галуны или тесьму. Это должно было хоть в какой-то мере стимулировать возвращаться в строй опытных воинов.
Отредактировано Уланович (20-06-2020 00:46:55)