Майков Николай Аполлонович. Худ. В.А. Тропинин. 1821.
Майков Николай Аполлонович "Автопортрет". 1823. Гос. Третьяковская галерея.
Майков Николай Аполлонович "Автопортрет".  Конец 1820-х. Гос. Русский музей. Санкт-Петербург.
Майков Николай Аполлонович "Автопортрет".  1830-е. Гос. Русский музей. Санкт-Петербург.

Майков 1-й Николай Аполлонович

Даты жизни: 

родился 28.8.1794 г.,   
умер 23.8.1873 г.

Чин(ы) в 1812 г.:

  • РоссияПо пехотеПоручик

Подразделение:

2-й Кадетский корпус
Военно-учебные заведения
Тарнопольский пехотный полк
Пехотные полки
Пехота
Армия
Российская Империя

Награды:

Св. Владимира 4-й ст. с бантом

    Майков 1-й Николай Аполлонович (1794-1873) — исторический живописец, академик живописи, отец Апполона, Валериана, Владимира, Леонида Майковых. Супруга — Евгения Петровна.
    Сын
дворянина Аполлона Александровича Майкова (17611838), некогда служившего директором Императорских театров, и Наталии Ивановны Серебряковой (17681832). С 1801 года воспитывался в Санкт-Петербургском 2-м кадетском корпусе, но не успел окончить курс этого заведения, когда началась Отечественная война 1812 года. Подобно многим из своих товарищей, он был по этому случаю преждевременно выпущен офицером в действующую армию и попал в корпус Багратиона. На Бородинском поле неприятельская пуля пробила ему ногу навылет. Это несчастие послужило причиной его обращения к искусству: он был уволен, для излечения, в ярославское поместье своего отца и там стал самоучкою упражняться в рисовании, которым не перестал заниматься и по возвращении своём, после выздоровления, в армию, преследовавшую Наполеона. Вместе с ней он прошел Польшу, Германию и Францию, до Парижа, повсюду — в городах, в походе, на стоянках и бивуаках рисуя этюды, портреты сослуживцев, военные сцены и пр.
    В
Париже впервые взялся за масляные краски и мечтал отправиться для своего художественного образования в Италию, но, повинуясь отцовской воле, возвратился в Россию, вышел в отставку с чином майора и поселился в Москве.
    Усовершенствовавшись
здесь в живописи копированием картин знаменитых мастеров и этюдами с натуры, перебрался на жительство в Санкт-Петербург, где вскоре обратил на себя внимание любителей искусства и приобрёл благоволение Императора Николая I.
    По поручению Николая I Майков написал ряд образов для церкви св. Троицы, что в Измайловском полку, доставивших ему в 1835 г. звание академика.
    Другой
, ещё более важный высочайший заказ, полученный Майковым, составляли образа для малых иконостасов Исаакиевского собора, над исполнением которых он трудился около 10 лет (впоследствии они были признаны неудобными для воспроизведения мозаикой и заменены оригиналами других художников, отчасти переделанными из композиций Майкова).
    Занимаясь
работами для двух названных храмов и для других церквей в Петербурге, в Москве и в провинции (иконы «Сошествие Св. Духа», «Богоявление» и «Поклонение волхвов» для мал. церкви Зимнего дворца, «Моление о чаше» для подмосковного имения СВПанина, иконостасы для церквей св. Николая Чудотворца и св. Владимира в Севастополе и тд.), Майков посвящал свои досуги исполнению картин на излюбленные им темы — изображения женских голов и нагих красавиц. Как на образец его произведений в этом роде можно указать на «Отдыхающую купальщицу» в Елагинском дворце, в СПб. Наконец, следует упомянуть о плафонах и медальонах, которыми он украсил залы в роскошном доме кн. Юсуповой на Литейном проспекте. Сочинение и рисунок Майкова свидетельствуют о том, что он не прошел серьёзной художественной школы, но колорит его не лишён силы, гармоничен и отличается если не жизненностью, то изящным правдоподобием; в копиях же своих с хороших мастеров он является живописцем добросовестным и более искусным.