Деволан Франц-Павел Павлович

Деволан Франц-Павел Павлович (Sainte-de-Wollant)

Даты жизни: 

родился 20.9.1752 г.,   
умер 30.11.1818 г.

Чин(ы) в 1812 г.:

  • РоссияПо Корпусу путей сообщенийГенерал-лейтенант

Подразделение:

Корпус путей сообщения
Российская Империя

Награды:

Св. Иоанна Иерусалимского
Св. Георгия 4-й ст.
Св. Владимира 1-й ст.
Св. Анны 1-й ст.
Св. Александра Невского

    Деволан (Sainte - de - WoIIant), Франц-Павел Павлович, брабантский дворянин, вступил 30 октября 1787 года инженер-майором в русскую службу из голландской. В 1788 году, во вре­мя шведской войны, Деволан состоял во флоте адмирала Грейга. В том же году он состоял при главнокомандующем в армии, действовавшей против турок. В 1789 году получил звание первого инженера apмии и участвовал при осадах Каушана, Паланки, Аккермана, Бендер, Килии, при штурме Из­маила. Кроме того, Деволан принимал участие в  сражениях при Бабадаге, Браилове и Мачине. В 1792 году был про­изведён в полковники, и под его руководством были укреплены пограничные крепости на Черном и Азовских морях и на р. Днестре. В 1793 году был назначен на должность первого инженера Южной армии, под командой Суворова, а в следующем — на­ходился при той же армии в Поль­ше. В 1795 году Деволан, в звании старшего инженера, заведывал построй­кой крепости Фанагории, порта Axтиapa (Севасто­поля), крепости Кинбурнской, Одесской и Тираспольской. При этом он руководил и построй­кой городов Одессы, Тирасполя, Овидюполя, Григоршполя и Вознесенска. В 1797 году Деволан был произведён в генерал-майоры и уволен от службы по прошению; в следующем году опять принят на службу и пазначен членом департамента водяных коммуникаций. В 1800 году произведён в генерал-лейтенанты. В это время Деволан заведывал Мариинской и Тихвинской система­ми и нижней частью Волги от Рыбинска, с при­токами Окою и Камою. Деволан производил также ра­боты на Цн^, Суре, строилъ шлюзы и обводные каналы на ДнЛшров. порогах, изък-рыхъ глав- нейпий наНенасытецкомъ пороге с двумя шлю­зами. В 1803 году Деволан построил канал Огинского, соединяющий бассейны рек Немана и Припети. В 1808 году Деволан проектировал Маршнскую систему, соединяющую бассейн Волги с Спб. портом. Под его руководством велись работы по устрой­ству каналов ок. Онежского озера, от р. Вытегры до верховья р. Свири, ок. Ладож. оз., для про- должешя Ладож. и Сясск. каналовъ до устья р. Свири. Въ 1811 г. Д. окончилъ Тихвин, си­стему, соединяющую также бассейнъ Волги съ Спб/портомъ. Ему также принадлежать про­екты каналовъ, соединяющихъ Онеж. оз. с Белым морем, посредством р. ПовЗшца и Выги (Сороки) и черезъ Волгу, Кемь и Онегу, и иро- екть соединит, канала между Шексною и (Лиз. Двиною, связывающаго бассейн Волги с Архангельском, а посл-ЬднШ съ Спб. При обра­зованы корпуса инженеров путей сообщения Деволан был назначен генерал-инспектором этого корчуса и членом совета. В 1810 году Деволан был назначен инж.-ген. этого корпуса. В бытность члена совета он составиль ещё несколько разнообразных проектов, приведённых впоследствии в исполнение.
    В марте 1812 года, когда принц Голштейн-Ольденбургский, глав. директор путей сообщения, отбыл к действующей армии, Деволан был назначен вместо него управляющим на правах глав. директора. В 1813 году, по кончине принца, на Деволана было возложено yпpавление всеми делами путей сообщения. В следующем году он был назначен членом комитета министров. Умер в 1818 году.

Библиография

Военная энциклопедия. Т-во Сытина. Том IX.  Санкт-Петербург. 1912. Репринтное издание "Рейтаръ". Москва. 2007.